Григорий Померанцев, пришедший в Национальное агентство по туризму Беларуси из бизнеса, уходит спустя всего полгода.
До исполняющего обязанности директора Нацагентства Беларуси работал коммерческим директором авиакомпании airBaltic, руководил аэропортом в Новосибирске и запускал лоукостер в Грузии. В туристической сфере был известен как председатель правления Бюро по развитию туризма в Риге (проект «Live Riga»). В Беларуси турбизнес возлагал большие надежды на назначение Григория, надеясь на его большой опыт работы в международных крупных компаниях.
Решение покинуть Национальное агентство по туризму Григорий Померанцев принял после того, как потребовалось для утверждения его в должности главы Нацагентства «порвать» с бизнесом. Белорусский чиновник по законодательству не может иметь собственный бизнес и счета за границей. Григорий Померанцев имеет фирму в Латвии.
О причинах, работе и проблемах. Мы задали несколько вопросов Григорию Померанцеву:
— Что стало причиной вашего ухода?
— Причины две: во-первых, юридический аспект — с самого первого момента, когда я был приглашен на работу в НАТ, мой статус руководителя НАТ был несовместим с требованиями законодательства. Я сразу сообщил о том, что являюсь собственником консалтинговой компании в Латвии и имею банковские счета за границей, однако в Минспорта мне было сказано, что это не мешает управлять госучреждением… В процессе моего согласования на должность этот аспект оказался ключевым — я отказался подписать договор о найме на работу, поскольку этим я бы нарушил антикоррупционный закон РБ. Решил, не глядя на название должности, концентрироваться на том, что возможно реализовать, работая в Нацагентстве. К концу 2015 года пришло понимание, что многие важные обсуждения и решения о планах развития, бюджете, проектах и прочего лежат вне компетенции НАТ, то есть помимо сомнительного статуса и.о.директора, стала не вполне понятна и роль Нацагентства.
— Что вами было сделано за время, когда вы занимали должность и.о. Нацагентства?
— Актуализирована тема развития производственного туризма в Беларуси, разработан концепт национального туристического стенда «Terra Ingognita in the Heart of Europe», организованы и проведены презентации и семинары на целевых рынках (Рига, Стамбул, Казань, Ярославль, Киев, EXPO в Милане), проведено несколько интервью иностранным изданиям на туристической выставке в Лондоне. Многие «маленькие» дела остались вне поля зрения — регулярная корреспонденция с иностранными потенциальными партнерами, многочисленные встречи с местными белорусскими стартапами и проектами, связанными с туристической тематикой. Рад, что мог кому-то оказать моральную и иногда административную поддержку. В общественных дискуссиях удалось акцентировать внимание отрасли и общественности на трех ключевых условиях для продвижения странового туризма: упрощения визового режима, снижение стоимости (авиа, отели), активная коммуникация на внешних рынках.
— В чем основная проблема в системе управления НАТ, по вашему мнению, и нужно ли, хотя бы в теории, её менять?
— Основная проблема НАТ: дублирование и слияние функций НАТ и Департамента по туризму. Отсюда непонимание роли, распределения функционала, субординации и, как результат — концентрация на внутренних процессах вместо акцента на внешней (международной) деятельности и активной коммуникации вовне.
ИНТЕРВЬЮ С ГРИГОРИЕМ ПОМЕРАНЦЕВЫМ, ВЫШЕДШЕЕ В ИЮНЕ 2015 О ЕГО ПЛАНАХ И ВИДЕНИИ БЕЛОРУССКОГО ТУРИЗМА
Очень и очень жаль потерять такую яркую личность в НАТ (и вообще в чиновниках нашей страны). Если у нас когда-нибудь появится хоть на 30% похожий на live riga проект, — может быть, мы научимся ценить то, что имеем и будем работать ярко и интересно?