10 важных мыслей о белорусском туризме от Григория Померанцева

Не прошло и месяца, как Национальное агентство по туризму возглавил Григорий Померанцев. Пока в статусе исполняющего обязанности, но уже с большим накопленным опытом работы в туризме. Григорий Померанцев приехал в Минск с должности председателя правления Рижского бюро по развитию туризма. До этого его карьера успешно развивалась в Латвии, России и Грузии. За 15 лет Григорий работал в авиакомпании AirBaltic, аэропорту Толмачево в Новосибирске, а также запускал бюджетные авиалинии FlyVista в Грузии. Мы пообщались с Григорием о том, как белорусский въездной туризм выглядит сейчас и что нужно сделать для того, чтобы он начал работать.

[subtitle]О НАЦИОНАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО ТУРИЗМУ[/subtitle]

Туризм — это важная статья доходов для государства. Задача Национального агентства по туризму (НАТ) — способствовать продвижению туристических возможностей своей страны как для жителей самой страны, так и для иностранных туристов. Наша главная функция – это координация и содействие всем участникам туристического сообщества, чтобы они, успешно ведя свою деятельность, могли приносить пользу всей стране и привлекать в страну больше туристов. Та деятельность, которая осуществляется НАТ сегодня, правильная, — печатаются материалы о Беларуси, создан единый туристический портал, есть участие в выставках, проводятся фам-трипы для сотрудников белорусских агентств и СМИ. Также проводятся маркетинговые исследования рынка и, в зависимости от их результатов, формируется программа деятельности на определенный период с учетом тех приоритетных рынков, на которые имеет смысл обратить внимание с точки зрения возврата вложенного капитала. Национальным агентством проводится сертификация гидов и экскурсоводов, туркомпаний и отелей Беларуси.

[subtitle]О ПРОДВИЖЕНИИ БЕЛАРУСИ[/subtitle]

Должны быть представительства НАТ в странах, на которые ориентирован наш рынок. Как это организовать в отдельной стране? Это уже другой вопрос – где-то вовлекать свои ресурсы, где-то доверенное агентство или лицо, взаимодействие с посольствами. Важно, чтобы во всех ключевых странах, откуда мы планируем получить туристические потоки, информация о нашей стране была актуальной, регулярной и правильно доносилась.

[subtitle]О ПРОДВИЖЕНИИ БЕЛАРУСИ В ИНТЕРНЕТЕ[/subtitle]

Сайты, продвигающие отдых в Беларуси, должны быть простыми и качественными с точки зрения технологий. Должны быть и мобильные приложения. С сайтами, представляющими страну, должна проводиться комплексная работа — ими должны заниматься маркетологи и специалисты, которые бы проводили мониторинг сайта ежедневно с целью понимания, кто заходит на сайт, на каких языках должен быть представлен сайт и прочих важных моментов. Конечно, такие ресурсы должны быть переведены на языки тех стран, на которые мы ориентируемся. Сайт должен продвигаться.

Пока могу сказать, что иногда лучше не продвигать, чем продвигать то, что не соответствует критериям качества и современности. Сначала нужно сделать ресурс качественно и грамотно и затем его продвигать, а не наоборот. Такая цель как продвижение Беларуси в интернете у нас есть. Я сторонник того, чтобы продвижением в интернете занимались профессионалы. Важны и социальные сети. Могу сказать точно, изменения в продвижении Беларуси в онлайне будут.

[subtitle]О СЕРТИФИКАЦИИ[/subtitle]

Любой бизнес, который дорожит своей репутацией, использует все маханизмы для продвижения себя в лучшем виде. Сертификация – это знак качества. Сертификат выдается только органом, который обладает компетенцией и рядом критериев оценки качества и только тому объекту, который этим критериям соответствует. Это знак и для туристов, и для партнеров о том, что компании можно доверять. То, что сегодня происходит с сертификацией в белорусском туризме, мне не нравится, и это однозначно будет меняться. То, что сейчас некоторые турфирмы могут продлить сертификацию, например, по телефонному звонку, не правильно. Это подрывает репутацию самого Национального агентства. Это только раздражает бизнес и не обеспечивает качество. Сертификация должна и будет способствовать развитию отрасли. Критерии оценки должны быть четкие, чтобы процесс, как это всё происходит, был понятен всем.

Что касается сертификации гидов, — тут тоже, насколько я знаю, есть моменты. Например, гид получил сертификат и может работать практически везде, — такого быть не должно. Гид также должен оцениваться по продукту, который он продаёт. Если он гид по Минску, он не может делать экскурсии везде. Это важно для всех, для качества турпродукта, для лица страны, можно же наговорить всё что угодно.

Отдых в Беларуси
Белорусские сувениры. Фото: Анастасия Шаткевич

[subtitle]ОБ ОТНОШЕНИЯХ В ТУРИЗМЕ[/subtitle]

Я уже увидел, что сотрудники агентства активно контактируют с туристическими компаниями, например. Связи на самом деле налажены. Не так давно к нам прилетали туроператоры из Китая, была проведена встреча китайских операторов с белорусскими. На мой взгляд, встреча была конструктивной и полезной. Наши операторы представили себя и свой продукт, в том числе и Беларусь с интересными объектами. Важно, что контакт и обсуждение практической работы состоялись. Прием был организован НАТ. Это тот положительный пример, как можно эффективно сотрудничать. В перспективе я вижу много таких встреч с туроператорами и СМИ с ключевых рынков. Здесь я вижу взаимодействие с авиакомпанией, с отелями, с белорусскими туроператорами. Безусловно, прием таких групп запланирован в бюджете НАТ. Но здесь интерес страны должен быть поддержан интересом каждого из участников туристического сообщества, чтобы таких визитов было больше.

[subtitle]ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КОМПАНИЙ В ТУРИЗМЕ[/subtitle]

Встреч и контактов должно быть больше, но не всегда бюджет НАТ позволяет делать их постоянными. Именно здесь я вижу интересный процесс сотрудничества и взаимодействия всех участников туррынка с тем, чтобы, понимая интересы друг друга, делать такие контакты максимально эффективными. Не может существовать сам по себе туроператор или отель. Поделюсь опытом, — в Риге мы постоянно взаимодействовали. Например, в отеле есть пустые номера, в авиакомпании в не сезон на некоторых рейсах есть пустые кресла, гиды иногда тоже бывают свободны. Ведь можно объединяться и делать ознакомительные туры в Беларусь чаще и эффективнее.

[subtitle]О КОНСОЛИДАЦИИ РЫНКА[/subtitle]

Участники процесса должны собраться вместе, тогда они лучше поймут друг друга. Мне кажется, здесь надо понять, что разъединяясь, мы можем потерять всё. Можно многое говорить, что каждый сам за себя и каждый свой бизнес развивает, рассчитывая только на свои силы – это хорошо. Может быть, в силу каких-то обстоятельств, люди научились доверять только себе — и это здорово. Но наступает момент, когда нужно понимать, что вот от этой пресловутой синергии, выигрывают все и ты в первую очередь.

 Чтобы вместе делать бизнес, надо понимать специфику своей работы и  понимать интересы других участников рынка. Пока встречаются диалоги из серии «Вот и поговорили», когда туроператоры против авиакомпании, отели против туроператоров и подобные. А должен быть нормальный продуктивный диалог, который бы способствовал укреплению отрасли и укреплению вообще продвижения Беларуси в целом. Не надо быть благотворителями в чистом виде, но надо понимать, где ты, идя на встречу, не теряешь, а приобретаешь.

Пример такого взаимодействия, Финляндия. Представьте, на Рождество там холодно, темно и жутко дорого, но ведь туристы туда едут. И ведь всего, что у них есть сегодня, не было не так давно. А сегодня туристы едут за сказкой и, кроме Санта-Клауса, там уже горнолыжные спуски, собачьи упряжки, оленьи фермы – всё это бизнес. Как они работают? Они понимают, что если не будет авиарейсов, весь бизнес встанет, значит, каждый должен как-то включиться, чтобы рейс был. Я впервые сталкивался с таким – когда они просто едут в иностранную компанию и предлагают за живые деньги открыть рейсы в Лапландию. И они знают друг о друге. При необходимости, они сами заведут тебя к своему конкуренту, потому что им важно, чтобы у тебя осталось идеальное впечатление от этого места. Что ты съездил в сказку и рассказал всем остальным. Потому что если из десяти звеньев этой цепочки в одном будет неприятный прокол — пострадают все. Надо понимать, что мы все в одной лодке. Это очень показательный пример.

[subtitle]О ТОМ, ПОЧЕМУ В БЕЛАРУСИ ДОРОГО[/subtitle]

Вопрос цен относится и к гостиницам, и к авиакомпаниям, и к усадьбам. Спрашивают, почему дорого? Тут надо разобраться. У меня такой подход – если все полно и селить туристов некуда, тогда высокая цена оправдана, если же, например, отели стоят полупустые, а цены по-прежнему высокие, значит проблема уже в коммерческом подходе. Основа бизнеса отельного, бизнеса авиакомпании – это управление доходами. Грубо говоря, самолет это труба, которая наполняется пассажирами, отель – это просто здание, которое наполняется посетителями. Как это сделать? Есть технологии, это целая наука. За какой период начинается бронирование, в какой период можно цены поднимать, когда нет, когда пиковые сезоны, когда не пиковые, оценка риска от потери туриста в сравнении с тем, что он заплатит или сколько он принесет этому региону, если он приедет по более низкой цене, но приедет. Это эволюционный процесс, который надо показывать владельцам бизнеса.

[subtitle]О КЛЮЧЕВЫХ СТРАНАХ ПО ВЪЕЗДНОМУ ТУРИЗМУ[/subtitle]

Если смотреть по статистике, в основном к нам приезжают из России — порядка 70%. Допуская то, как было в Риге, – это Москва, Санкт-Петербург, но далеко не вся Россия. Я думаю, что нужно работать с регионами тоже. Сейчас развивается авиационное сообщение, активно развивается внутренний российский туризм, и этим нужно пользоваться. По сути, вот эта волна внутреннего туризма, когда люди, пользуясь возможностью кризисных явлений, желают посмотреть свою страну.

[subtitle]О БРЕНДЕ МИНСКА[/subtitle]

Я знаю, что с брендом Минска было связано много разочарований. Мне кажется, бренд так и не случился, потому что тогда не пришло его время. Рига шла к построению своего бренда на протяжении многих лет и в какой-то момент сложились оптимальные условия для его создания. Рига – город старинный, он был известным брендом на постсоветском пространстве, но не был хорошо известен в Европе. Соответственно, новый бренд позволил городу быть работать на разные рынки. Минск сейчас очень активно меняется. Вопрос «Какой у Минска бренд?» задали одному из участников во время фестиваля брендинга OPEN. Тогда он взял белый лист бумаги. Мне эта идея очень понравилась. Тут можно провести несколько параллелей – это перспектива, на которой можно нарисовать, что хочешь и второе, — это чистота. Для меня пока он такой. Здесь важно не сделать ошибку, не создать каких-то неверных узких стереотипов.

В этом смысле тот бренд, который был представлен некоторое время назад, – это хорошая идея. THINK MINSK, Минск умный город. Вот я почему-то хожу по Минску и очень часто об этом вспоминаю. Есть в белорусах некое отторжение чего-то нового, скорее всего – оно и сработало. Но в этом и смысл – говорят, а ты поживи с этим, подумай. И вы знаете, гуляешь сейчас по городу и удивляешься, как всё изменилось. Я по велодорожке недавно проехал и просто не узнал этот новый Минск, и я еду и думаю — вот этот город умных людей, ровный и правильный. Мне этот бренд очень понравился. Лучшего я не видел. Можно ли его дорабатывать? Наверное, да.  На тот момент это было рановато, но в любом случае дискуссия была, так как она вовлекла людей. Очень важно, чтобы люди были вовлечены в процессе создания бренда, так как идею бренда должны разделять, прежде всего, жители города.

Элементы концепции проекта "Бренд Минска", предложенного в 2013 году
Элементы концепции проекта «Бренд Минска», предложенного в 2013 году

[subtitle]О ТОМ, ПРИШЛО ЛИ ВРЕМЯ ЧТО-ТО МЕНЯТЬ[/subtitle]

Если бы я не чувствовал, что способен что-то изменить, я бы просто не принял это предложение. Я начинал в авиации в самое страшное время, которое было и можно было себе представить. Многим кажется, что надо уже оказаться в раю прямо сейчас, но мне всегда было интересно быть частью процесса.  Да, может быть, дорога ухабистая, но она идет вперед и воодушевляет то, что ты можешь участвовать в этом и видеть плоды своего труда.  Когда все развито, когда все функционирует, когда все уже налажено – не интересно. Я всегда говорил: «Кризис – это время возможностей!». Потому что когда всё хорошо, все находятся в зоне комфорта, а ведь самое страшное в развитии – это как раз «зона комфорта». Сейчас тяжёлое время и мы как раз вышли из этой зоны. Появляется возможность посмотреть на все по-новому, избавиться от каких-то стереотипов и клише, которые были всегда и мешали развитию. Когда все хорошо, ты сам по себе и тебе никто не нужен. Когда не так всё здорово, нужно смотреть, как мы можем друг другу помочь.

ЧИТАТЬ ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Все есть в Беларуси для интуристов. Рекламы нет

Почему туристы не едут в Беларусь? 8 причин от пользователей Facebook

Комментарии закрыты.