Россия в Монреальской конвенции: что меняется для авиапассажиров?

С 21 августа в России вступила в силу Монреальская конвенция 1999 года, которая регламентирует работу авиакомпаний с пассажирами в части материальных компенсаций. До этого страна, из которой на отдых вылетают в том числе и белорусские туристы, руководствовалась нормами Варшавской конвенции 1929 года. Что меняется для пассажиров?

Монреальская конвенция – более современный механизм регуляции выплат пассажирам при утере багажа, задержках и отмене рейсов. Теперь для авиапассажиров российских авиакомпаний применяются общемировые стандарты компенсаций. В рамках норм этой конвенции пассажиры более защищены, чем при устаревшей Варшавской конвенции.

Действие Монреальской конвенции распространяется только на международные рейсы, не касаясь рейсов внутренних. Важное условие – международный рейс должен выполняться между странами, которые уже являются участниками этой конвенции. При этом в документе международные рейсы не разграничиваются на регулярные и чартерные. Следовательно, чартерные пассажиры теперь могут рассчитывать на те же компенсации, что и пассажиры регулярных рейсов. А авиаперевозчики несут одинаковые обязательства перед своими клиентами.

fullimage-76593-146297765s6

Как работает система выплат? Компенсации пассажирам или их родственникам привязываются к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ). СПЗ рассчитываются ежедневно на основе нескольких мировых валют — японской иены, евро, доллара и фунта стерлингов. В день принятия конвенции Россией курс СПЗ был равен 83 российских рубля.

Монреальская конвенция предусматривает следующие суммы компенсаций (примерный пересчет):

  • до 100000 СПЗ = 8,3 млн руб. (€118 600) – в случае гибели пассажира;
  • 1000 СПЗ = 83 тыс. руб. (€1 126) – в случае повреждения или утраты багажа, вне зависимости от его веса;
  • 4150 СПЗ = 344 тыс. руб. (€4 915) – за задержку рейса.

Монреальская конвенция 1999 года не обязывает авиакомпании добровольно выплачивать компенсацию при каждой задержке рейса. Механизм автоматической компенсации действует в странах Европейского союза. Согласно регламенту ЕС 261/2004 за задержку перевозчик выплачивает пассажиру сумму от €250 до €600 в зависимости от дальности перелета.

Однако в России правила Евросоюза не применяются. Для получения выплат пассажир вынужден обратиться в суд, чтобы доказать размер понесенных убытков и взыскать их с перевозчика. И здесь есть также более комфортное изменение. Если раньше необходимо было подавать иск по месту регистрации перевозчика, то теперь пассажир может это сделать по месту своего жительства. На подачу иска дается 7 дней.

Компенсации за задержки и поврежденный багаж не выплачиваются в случае неисполнения обязательств авиакомпанией из-за метеоусловий, форс-мажора или в силу вопросов безопасности.

Комментарии закрыты.