Почему продолжают лопаться туристические компании и можно ли предотвратить этот процесс

Туркомпании страны обеспокоены рядом скандалов на рынке и испорченным общим имиджем отрасли. Серия невылетов отдыхающих по вине турфирм началась в прошлом году и продолжается по сей день. На директора компании «Калипсо Тур», которая проиграла деньги клиентов в казино, уже завели уголовное дело. Заявления в милицию подало 92 человека и три юридических лица. Ущерб измеряется почти в 300 тысяч рублей. Не увидели море и некоторые клиенты второй компании – «Дром-Тур». Можно ли остановить череду громких дел и какие меры помогут поставить в этом точку, выясняла корреспондент «Рэспублікі».

Несколько слов о «Дром-Тур». Компания эта далеко не новичок на рынке, но в какой-то момент и ее дела пошли наперекосяк. Минчанин Юрий, который считается постоянным клиентом фирмы, весь свой отпуск потратил на разбирательство и попытку вернуть две с лишним тысячи евро. Его товарищами по несчастью оказались еще несколько семей. В самой компании, куда позвонила корреспондент «Р», говорят, что пока держатся на плаву, остальные туры проходят нормально. Но при этом признают: невыполнение договорных обязательств имело место. Ситуация, скажем прямо, нестандартная, пострадавшие клиенты написали заявления в милицию. Четырем семьям вернули деньги на прошлой неделе. Еще трем отдадут оплату по чекам в ближайшее время, а после этого всем пострадавшим – моральную компенсацию.

В то же время коллеги по отрасли за «Дром-тур» переживают: сможет ли компания справиться с ситуацией? Ведь со сложностями она сталкивалась и в прошлом сезоне. С оператором «Аэротрэвел», например, фирма с трудом расплачивалась за туры, за ней даже остался небольшой долг. А в этом году доходило до того, что туристы приезжали в аэропорт, но их не могли посадить в самолет, потому что бронь за места не была оплачена. Такие факты приводил журналистам директор «Аэротрэвел» Александр Працукевич.

Подобная же история сотрудничества с «Дром-тур» и в компании «Тайм Вояж». Слово ее директору Руслану Сегенюку:

592_2– Мы как оператор прекратили работу с ними более года назад. Проблемы были систематическими, кое-как «Дром-тур» из них выпутывался. Нам такое положение дел не понравилось. Не понравилось оно и другим туроператорам, как, к сожалению, выясняется уже сейчас. Обмен информацией между нами, к сожалению, не налажен, у нас нет ни специального сайта для обмена данными, ни какого-то общего списка, где мы могли бы обозначать птичками проблемные агентства и предупреждать таким образом коллег. По сути, взять дело «Дром-тур» на контроль мог бы регулятор, чтобы не дошло до патовой ситуации. То, что перед этим банкротились турфирмы, это чисто мошенническая схема, последняя компания, кажется, пыталась выбраться, но дела шли по накатанной схеме. В какой-то момент она дала сбой.

Очевидно: пора сделать выводы и что-то предпринимать. Что? Прислушаемся к непосредственным участникам отрасли. Мнение многих руководителей крупных компаний схоже: рынку нужны какие-то защитные механизмы. Причем со стороны регулятора – Минспорта и туризма. Один из вариантов – введение лицензирования. Ведь добровольная сертификация, которую нередко в кулуарах называют номинальной, не в силах поставить заслон фирмам-однодневкам. Второй вариант – подумать о страховке договоров самими турфирмами и их финансовых рисков. Третий – вспомнить о турреэстре, который ведется в стране. И поставить принципиальный вопрос: не подался туда – значит, ты не турфирма. Ведь подача сведений в реестр носит обязательный характер, но, по данным на 27 июля, там значится всего 747 компаний. Или чуть больше половины фактических игроков.

А вот к предложению создать некий компенсационный фонд, который бы подстраховывал компании и помогал оперативно решить возникшие у туристов проблемы, многие эксперты относятся скептически. Во-первых, для этого нужно будет создать некую авторитетную организацию и наделить ее функцией контроля за оплатой. Во-вторых, не ясен размер платежей. Но уже понятно: это отразится на стоимости туров. В-третьих, готового примера для подражания, чтобы сэкономить время, под боком нет. Как-никак задумка в России с компенсационными фондами дала трещину. Даже если такой фонд у нас появится, он не защитит граждан от нечестной фирмы, которая тайком открылась вчера за углом. Даже наоборот, снизит ее долю ответственности.

Руслан Сегенюк считает так:

– Ограничение от случайных людей в области должно быть. Хотя бы потому, что их работа наносит урон всей отрасли. Это как пожары в Черногории – их толком никто не видел, но каждый турист знает, что они там есть. Так и здесь: на фоне десятков и сотен тысяч человек, которых мы отправляем на отдых годами без проблем, несколько скандалов ставят под сомнение всю работу. И эта тенденция очень опасна: в сферу приходят случайные люди, берут деньги у клиентов, но дальше по цепочке их не передают. Проследить этот путь невозможно, ответственность – минимальная. Так что я за регуляцию, но не жесткую.

Еще одно предложение – разделить в реестре операторов и агентства. Чтобы туристы понимали, с кем имеют дело: с компанией, которая работает напрямую с курортами, или с перепродажей готовых вариантов. Не мешало бы туристам узнавать, чьи туры реализуют агентства, чтобы при случае позвонить оператору и уточнить, была ли оплата, а не просиживать на чемоданах драгоценное время.

ПОЗИЦИЯ

ОПЕРАТОР АГЕНТУ РОЗНЬ

Татьяна ДАНИЛУШКИНА, главный редактор портала Traveling.by:

– Крупнейших туроператоров у нас более 30. Именно столько пользуется программным обеспечением «МастерТур», что говорит о формировании собственного продукта. Есть и международные игроки, недавно открылось представительство крупной международной компании.

Замечу так: туроператор – это компания, которая формирует всю поездку. Она соединяет проезд, проживание и, в случае авиатура, трансфер. Для этого используется две схемы в работе. Первая: оператор находит партнеров в странах назначения – местных операторов или принимающие компании, которые отвечают за организацию отдыха наших туристов на месте. Принимающие компании заключают договора с отелями, предоставляя только цены. Вторая: туроператор заключает договор напрямую с вариантами проживания, гарантируя им продажу определенного блока мест в течение сезона. В обоих случаях туроператор отвечает за проезд клиентов к месту назначения: заказывает и проплачивает на сезон набор мест на чартерах «Белавиа» или автобусы. Так формируется пакетный тур. В среднем туроператор устанавливает наценку в 20% к стоимости перечисленных услуг. И 10% из них идут на покрытие собственных расходов, а 10% – турагентам, которые в дальнейшем будут продавать варианты под ключ. Но эта наценка не означает, что такая же поездка, организованная самостоятельно, обойдется дешевле. Туроператор за счет больших объемов, гарантий и предоплаты получает выгодные цены на отели, перелеты.

Готовый продукт туроператор может реализовывать сам или через своих агентов. Чтобы разнообразить предложение и заработать больше, агентства заключают договоры сразу с несколькими туроператорами. С каждой проданной путевки им идет комиссия в размере, как правило, 6–14%. То есть, если клиент заплатил за поездку в Турцию 2 тысячи рублей, то эти деньги не остаются здесь же в компании, как думают многие, а идут на оплату мест в самолете, в отеле, на трансфер. У турагента остается 10% от этой суммы – это средний размер комиссии по рынку. Многие, чтобы побороться за клиента, дают скидки. Делают они это в счет собственной комиссии, фактически из зарплаты компании. Это приятная ситуация для туриста, но пограничная для турагентства – может не хватить средств на оплату зарплат менеджеров, аренду офиса, рекламу. Придется «перекрывать» из денег следующих клиентов – вместо перечисления денег оператору оплачивать собственные расходы. Такая «скидочная» политика и приводит к скандалам, аналогичного тому, что недавно произошел с «Калипсо Тур». Так что если вам дают очень приятную скидку – более 8–10% – задумайтесь. Лучше отказаться от таких услуг и обезопасить себя от неожиданностей.

Как еще это сделать? Покупать путевку у туроператора или в его уполномоченного агентства. Ими могут стать только проверенные, надежные компании, которые проходят строгий отбор. Однако какого-то единого справочника туроператоров у нас нет, поэтому идея разделить в реестре туроператоров и агентства имеет право быть. Но есть нюанс – некоторые компании могут быть и туроператором и агентом одновременно: по одному направлениях формировать свой продукт, по другим – продавать чужие туры. В любом случае, потенциальные клиенты должны понимать, к кому они обращаются за услугой. Теперь узнать статус компании можно на ее сайте. Не стесняйтесь спрашивать, которому туроператору принадлежит избранный вами тур. И напоследок – желательно бронировать отдых в проверенной турфирме с опытом, у своего менеджера, который знает ваши предпочтения, подскажет выгодные варианты. Если такого пока нет, то попросить у знакомых – «сарафанное радио» редко подводит.

Мария Друк, Рэспубліка

Комментарии закрыты.