Димитрис Баколас о европроекте по развитию туризма в Беларуси

На данный момент в Беларуси работает проект Евросоюза «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси». Проект охватывает несколько туристических дестинаций — Мядельский, Полоцкий, Мстиславский районы и Пружанский и Каменеющий как одну дестинацию. Буквально пару дней назад к этим дестинациям добавился также и Августовский канал. Прошлая публикация о проекте «Деньги Евросоюза для развития туризма в Беларуси: «распил» по-европейски?» вызвала много вопросов как со стороны Министерства спорта и туризма, так и со стороны посреднической организации European Profiles, осуществляющей проект в Беларуси. Мы встретились с главой греческой компании-посредника European Profiles Димитрисом Баколасом и поговорили о проблемных моментах, поднятых в предыдущей статье, построив нашу беседу на тех же вопросах.

О причинах задержки проекта, о деятельности экспертов, о сроках проекта и о том, какой результат будет считаться эффективным для пилотных дестинаций от первого лица.

Bakolas 1

 

О СТАРТЕ ПРОЕКТА

— Проект создается еврокомиссией в сотрудничестве со страной с целью развития туризма. Страна изъявляет желание развить туризм, а Евросоюз выделяет под такой проект финансы. На этот проект выделено 2 млн долларов. Садятся вместе — бенифициар проекта (Минспорта и туризма в данном случае — прим. ред.) и Совет Евросоюза и делают техническое задание, где написано что надо делать. После этого проходит тендер, определяющий компанию, которая будет осуществлять проект. В данном случае тендер выиграли мы — European profiles. Мы получили готовое техническое задание, где уже сказано, что надо делать и каких-то отступлений от этого задания мы не можем делать. В Беларусь прибыла группа из трех ключевых экспертов. На следующем этапе мы подбираем местных экспертов.

Но когда мы сюда приехали и уже были готовы начать работу, в Министерстве спорта и туризма нам сказали, что мы не можем ничего делать до официальной регистрации проекта, а эта процедура оказалась довольно длительной. К тому же нам пришлось поменять ведущего эксперта по причине, хотя это случилось еще до официальной регистрации проекта. К сожалению, и работа с министерством шла медленно на тот момент. Мы писали письма и они оставались без ответа, так как по сути нашим вопросом никто не занимался. Когда же работа началась и мы сделали первые исследования по пилотным регионам, оказалось, что в некоторых уже есть определённые наработки по стратегии развития. Мы тогда взяли эти стратегии, но то ли из-за того, что не было взаимопонимания с экспертами, то ли еще из-за чего-то как раз и возникли те спорные моменты, которые и были подняты в вашей статье. Мы поняли, что надо работать по-другому.

Для тех регионов, в которых уже есть своя стратегия развития, мы готовы её дополнительно проанализировать и внести только те предложения, которые необходимы. Если же стратегия окажется целостной, то мы её такой и оставим. То есть если у дестинации уже есть сайт, то мы не будем создавать новый сайт, но можем помочь модернизировать или развить уже существующий. Мы встретились со всеми дестинациями и спросили, что именно вам надо. Думаю, теперь мы понимаем в каком русле надо двигаться. Один из представителей регионов даже сказал, что у нас было много проектов, но это первый проект, который к нам пришел и сказал – давайте вместе будем делать, который спросил у нас что нам надо. Это большая похвала для нас.

 

СХЕМА РАБОТЫ

— Расскажите о схеме работы проекта?

— Что именно мы должны сделать уже описано в техническом задании. Деятельность осуществляется через экспертов, международных и местных. Иностранные эксперты определяются еще на этапе тендера, местные набираются через вакансии. Мы получили много предложений и отобрали несколько местных экспертов. Теперь иностранные эксперты вместе с местными начинают работать. Одна из первых задач — исследование ситуации в пилотных районах и разработка стратегии. После этого мы будем делать интернет-порталы этих дестинаций. Это очень важный инструмент. Затем мы организуем обучение местных кадров, расскажем как продвигать туризм, как работать дальше.

Надо понимать, что выделенного финансового ресурса не достаточно для того, чтобы поменять ситуацию в стране. Тем не менее, можно инициировать развитие. Потом можно организовать обучающие поездки в другие страны, чтобы показать участникам туристического рынка то, чего здесь не хватает.

 

СРОКИ

— Проект рассчитан на 30 месяцев. Что происходит сейчас, произошел сбой в сроках?

— Сбой в основном получился потому что проект не регистрировался в Беларуси 8 месяцев. Вторая вещь, которая замедлила проект, — это то, что мы были вынуждены сменить ведущего эксперта на начальном этапе работы. Третий фактор, который привел к замедлению, — это то, что человек, который был ответственный за коммуникацию с нами со стороны министерства по сути не занимался проектом.

— Когда происходят вот такие факторы, проект затягивается?

— Да, но мы можем попросить продления проекта. К тому же, нам дали ещё одну плотную дестинацию — Августовский канал. На эту работу нам добавили еще 50 тыс. долларов.

 

ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

— А как отлажена коммуникация со СМИ? Где можно найти информацию о ходе проекта?

— Мы запускаем сайт проекта и там будет вся информация. На начальном этапе проекта связи с общественностью не были хорошо налажены, но постепенно эта работа ведётся.

БЮДЖЕТ

— В некоторых СМИ, в том числе и региональных, писали что на каждую дестинацию выделена сумма около 300 тыс. долларов. Так ли это?

— Нет таких цифр. В таких проектах есть две основных статьи бюджета, самая большая статья, около 80%, – это траты на экспертов, иностранных и местных. Плюс есть бюджет, который рассчитан на то, чтобы сделать учебные поездки, организовать обучение специалистов из районов, а также интернет-порталы. За такие деньги нельзя обучить много людей, но имеет смысл обучить тех, кто потом будет учить других. Это все деньги – около 350 тыс. на все дестинации и сейчас еще добавится на Августовский канал. Сумма вырастет до 400.

ИДЕИ

— Нужно сделать оценку ситуации в этих 4х районах. Если она уже сделана, проверить сделана ли она правильно. Стратегию развития, если сделана, тоже проверить. Эту работу мы проведем во всех дестинациях – может быть у одного что-то сделано, у другого нет.

— Есть ли какое-то анкетирование, единый шаблон исследования этих дестинаций?

— Да, конечно. Это вопросы, которые задают эксперты. Тут не один эксперт не является экспертом на полное рабочее время. Это изначально было не совсем правильно разработано, потому что эксперт всё-таки должен работать на постоянной основе. Здесь, я думаю, было не совсем правильно сделано техническое задание. Я спрашивал, почему так получилось, но нам сказали, что было не так много денег. Работа экспертов на постоянной основе решило бы многие возникшие проблемы.

 

РЕЗУЛЬТАТ

— Какой конкретно результат может быть достигнут при идеальном стечении обстоятельств?

— Я считаю, что то, что поставили задачу – развить туризм. Не так стоит ставить задачи.

— Увеличение турпоток в пилотных дестинациях на 20% — это единственная конкретная цифра, которая была озвучена..

— Чем бы я был доволен, как руководитель компании, ведущей проект технической помощи — если бы я поехал в эти пилотные дестинации и видел бы другую туристическую инфраструктуру. Я говорю не о дорогах, мы не можем это изменить, а о лучшем сервисе. В этом случае я бы считал, что проект получился. Я уверен, что если есть инфраструктура, то будет больше и туристов. Нужно проводить аналитику. Я делал много проектов и хочу сказать, что большинство людей, которые задействованы в туристической индустрии не используют аналитику. Большинство из них интуитивно всё это делает.

Источник фото: www.uza.uz

Комментарии закрыты.